«Рисунок-проект/Коллекция архитектуры»
Объявление участников выставки: до 25 апреля 2024 года
Инна /Dianova-Klokova Inna/ Дианова-Клокова
- 107
- 10
-
2012 © www.archigraphics.ru.
Любое использование материалов сайта запрещено без согласования с администрацией сайта.
Техническая поддержка / Support
Author: Inna Dianova-Klokova
Ренессансные фасады европейских готических церквей
Готическая архитектура Италии лишь частично заменила романскую архитектуру, сохранялись устоявшиеся, традиционные методы строительства романской и более ранней, римской архитектуры. И уже в 15 веке в Северной Италии готика уступила место архитектуре Возрождения. Ряд готических храмов получили отделанные мрамором ренессансные фасады-«экраны». Многие готические церкви, разрушенные со времени своего создания, восстанавливались, и их образ в той или иной степени дополнялся позднейшими стилевыми элементами, в том числе – ренессанса и неоготики.
Флорентийская базилика Санта-Мария-Новелла сочетает в себе стили готики и раннего ренессанса. В 1456—1470 гг. Леон Баттиста Альберти перестроил созданный в тосканском готическом стиле главный фасад церкви, применив типичный для Флоренции инкрустационный прием. Он создал портал, фланкированный облицованными зелёным мрамором двумя коринфскими колоннами, и верхнюю часть – с чёткой ритмикой квадратов, инкрустированных белым и тёмно-зелёным мрамором. В нижнем ярусе церкви – типичные византийско-арабские стрельчатые «полосатые» арочные ниши и на боковых фасадах, и на ограждающих стенах клуатра. Альберти следовал идее рационального пропорционирования фасада: за мелкими квадратами облицовки скрываются три больших квадрата равной площади, составляющих модульную структуру: два в нижней части фасада и один, центральный, в верхней, за вычетом больших волют и треугольного фронтона. Каждый квадрат делится на четыре малых. S-образная линия волют оказывается диагональю, делящей пополам дополнительные боковые малые квадраты, и так далее, вплоть до рисунка облицовки.
Рис.1.Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла перед закатом солнца. Бумага, акварель, простой и акварельные карандаши 60 х 40 см.2023
Францисканская готическая Базилика Санта-Кроче – главный пантеон Флоренции – построена в 1294 г. (возможно, Арнольфо ди Камбио) в форме египетского креста Тау, длиной 115 м, с нефом и двумя проходами, разделенными рядами восьмиугольных колонн, с перекрытием стропильного типа. Многочисленные позднейшие перестройки внесли в готическую архитектуру храма ренессансные и неоготические элементы. Окна украшены витражами. Каменный фасад церкви – динамичная последовательность стрельчатых тимпанов, с вставками крестообразных декоративных элементов, оставался незавершенным до середины 19 в. Был завершен в неоготическом стиле с большим окном-розой и звездой Давида архитектором Никколо Матасом в 1857-63 гг.
На углу перед фасадом установлен памятник Данте Алигьери. С юга к церкви примыкает женский монастырь; в его внутреннем дворике – Примо Кьостро – находится Капелла деи Пацци (1470 г., арх. Филиппо Брунеллески).
Рис.2. Флоренция. Вид площади Санта Кроче. Бумага, акварель, простой и акварельные карандаши 40 х 60 см. 2022
Римини
Темпио Малатестиано (1440е гг., Леон Баттиста Альберти) — перестроенный из готической францисканской церкви в стиле раннего возрождения, украшенный рельефами кафедральный собор города – значимый памятник итальянского кватроченто. Альберти превратил заурядную церковь в мемориальный храм, главный фасад которого вдохновлён древнеримскими триумфальными арками. Пропорционирование его идеально и следует строго рациональной схеме, в основе которой: квадрат с двумя диагоналями, окружность, полуциркульная арка. По словам историка искусства Гращенкова В. Н., незавершенный фасад «выглядит странно: не то античная руина, не то театральная декорация». Тема триумфальной арки создает могучий и монументальный образ мемориального сооружения, который не снижает недостроенный, будто разрушенный, главный фасад с круглыми окнами и цветными вставками из зелёного мрамора и порфира.
Рис.3. Римини. Темпио Малатестиано. Главный фасад. Бумага, акварель, простой карандаш 30 х 42 см. 2011
Венеция
Базилика Сан-Джорджо-Маджоре — церковь бенедиктинского монастыря 10-13 вв. В 16-17 вв. возведен новый трехнефный храм (арх. Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци). Выделяющийся среди готическо-византийской архитектуры Венеции беломраморный палладианский фасад, напоминающий композицию древнеримской триумфальной арки с высоко поднятыми на цоколях колоннами коринфского ордера, прикрывает собой кирпично-красную готическую базилику.
Рис.4. Венеция. Фасад Базилики Сан-Джорджо-Маджоре. Бумага, акварель, простой карандаш. 42 х 30 см 2014
Болонья
Строительство Базилики Сан-Петронио длилось, начиная с 1390 г., до конца 17 в. Длина этой кирпичной готической церкви – 132 м, ширина — 60 м, высота сводов — 44,3 м. Над фасадом 60 м в ширину и 51 м в высоту работали многие архитекторы: Якопо делла Кверча, Бальдассаре Перуцци, Андреа Палладио, Джакомо Бароцци да Виньола. Однако оформление кирпичного фасада мрамором осталось незавершенным.
Рис.5.Болонья. Фасад Базилики Сан-Петронио. Бумага, акварель, простой карандаш 30 х 42 см. 2016
Renaissance facades of European Gothic churches
The Gothic architecture of Italy only partially replaced Romanesque architecture; established, traditional methods of building Romanesque and earlier, Roman architecture, were preserved. And already in the 15th century in Northern Italy Gothic gave way to Renaissance architecture. A number of Gothic temples received Renaissance facades - "screens" decorated with marble. Many Gothic churches, destroyed since their creation, were restored, and their image was supplemented to one degree or another by later style elements, including the Renaissance and neo-Gothic.
Florence's Basilica of Santa Maria Novella combines Gothic and early Renaissance styles. In 1456-1470 Leon Battista Alberti rebuilt the main facade of the church, created in the Tuscan Gothic style, using inlay techniques typical of Florence. He created a portal flanked by two Corinthian columns lined with green marble, and an upper part with a clear rhythm of squares inlaid with white and dark green marble. In the lower tier of the church there are typical Byzantine-Arab lancet “striped” arched niches both on the side facades and on the enclosing walls of the cloister. Alberti followed the idea of rational proportioning of the facade: behind the small squares of the cladding are hidden three large squares of equal area, making up a modular structure: two at the bottom of the facade and one, central, at the top, minus the large volutes and the triangular pediment. Each square is divided into four small ones. The S-shaped line of volutes turns out to be a diagonal dividing additional lateral small squares in half, and so on, up to the facing pattern.
Fig. 1. Florence. Church of Santa Maria Novella before sunset. Paper, watercolor, simple and watercolor pencils 60 x 40 cm.2023
The Franciscan Gothic Basilica of Santa Croce, the main pantheon of Florence, was built in 1294 (possibly by Arnolfo di Cambio) in the form of an Egyptian Tau cross, 115 m long, with a nave and two aisles separated by rows of octagonal columns, with a truss type ceiling. Numerous later reconstructions introduced Renaissance and neo-Gothic elements into the Gothic architecture of the temple. The windows are decorated with stained glass. The stone facade of the church - a dynamic sequence of pointed tympanums, with inserts of cruciform decorative elements - remained unfinished until the mid-19th century. It was completed in the neo-Gothic style with a large rose window and the Star of David by the architect Niccolò Matas in 1857-63. On the corner in front of the facade there is a monument to Dante Alighieri. A convent is adjacent to the church from the south; in its courtyard - Primo Chiostro - is the Chapel dei Pazzi (1470, architect Filippo Brunelleschi).
Fig.2. Florence. View of Piazza Santa Croce. Paper, watercolor, simple and watercolor pencils 40 x 60 cm. 2022
Rimini Tempio Malatestiano (1440s, Leon Battista Alberti) - rebuilt from a Gothic Franciscan church in the early Renaissance style, the city's cathedral, decorated with reliefs, is a significant monument of the Italian Quattrocento. Alberti transformed an ordinary church into a memorial temple, the main facade of which is inspired by ancient Roman triumphal arches. Its proportioning is ideal and follows a strictly rational scheme, which is based on: a square with two diagonals, a circle, a semicircular arch. According to art historian V.N. Grashchenkov, the unfinished façade “looks strange: either an antique ruin or a theater set.” The theme of the triumphal arch creates a powerful and monumental image of the memorial structure, which does not diminish the unfinished, as if destroyed, main facade with round windows and colored inserts of green marble and porphyry.
Fig.3. Rimini. Tempio Malatestiano. Main facade. Paper, watercolor, pencil 30 x 42 cm. 2011
Venice Basilica of San Giorgio Maggiore is a church of a Benedictine monastery from the 10th to the 13th centuries. In the 16th-17th centuries. a new three-nave church was erected (architects Andrea Palladio and Vincenzo Scamozzi). Standing out among the Gothic-Byzantine architecture of Venice, the white marble Palladian façade, reminiscent of the composition of an ancient Roman triumphal arch with columns of the Corinthian order raised high on plinths, covers the brick-red Gothic basilica.
Fig.4. Venice. Facade of the Basilica of San Giorgio Maggiore. Paper, watercolor, pencil. 42 x 30 cm 2014
Bologna Construction of the Basilica of San Petronio lasted from 1390 until the end of the 17th century. The length of this brick Gothic church is 132 m, the width is 60 m, the height of the vaults is 44.3 m. Many architects worked on the façade, which is 60 m wide and 51 m high: Jacopo della Quercia, Baldassare Peruzzi, Andrea Palladio, Giacomo Barozzi and Vignola. However, the decoration of the brick facade with marble remained unfinished.
Fig. 5. Bologna. Facade of the Basilica of San Petronio. Paper, watercolor, pencil 30 x 42 cm. 2016
Размеры рисунка или рисунков (в см) / Sizes of the Drawing/Drawings (cm): 60 x 40 sm, 42 x 30 sm
Drawing technique / Техника исполнения : Paper, watercolor, simple and watercolor pencils / Бумага, акварель, простой и акварельные карандаши
Год исполнения / Year of the Drawing: 2023, 2022, 2011, 2014, 1016