«Но это только ты, и жизнь твоя уложена в черты лица…» Иосиф Бродский Нас окружают лица…Мы всматриваемся в них, запоминаем черты, узнаем мимику, пытаемся угадать чувства, понять намерения. Вокруг нас мир образов. Мы придаем лицо тому, что физически его не имеет: явлениям, временам, народам, религиям, природным явлениям. Образное мышление помогает выстроить дорогу от понятного к неизвестному. Выражение «лицо города» давно стало трюизмом, его часто говорят к месту и ни к месту. Оно несет за собой ряд простых и понятных истин. Главная из которых, пожалуй, фраза-перевертыш: город должен иметь человеческое лицо… Так ли это очевидно, как звучит? И готовы ли мы увидеть это лицо, и относиться к нему так, как это предполагает такое отождествление? Доведя эту мысль до буквальной интерпретации, мы попытались представить это лицо и продемонстрировать его. Пусть не пугает прямая аналогия – нам кажется, что это точнее бесконечных общих фраз. И вот оно – Лицо Города. Его морщины, неровности кожи, шрамы, надбровные дуги, переносица, носогубная борозда, взгляд, выражение лица… Ткань города – его кожа, кварталы, улицы, рельеф, зеленые острова, река его черты – все это делает лицо неповторимым. И как легко вторгнуться, изменить, изуродовать этот лик. Как споро городу наносятся удары, рассекающие его плоть, выбивающие зубы, ломающие хрящи. И вот провален нос, на краю улыбки зияет пустота, глаз заплыл, рассечена бровь… Но вторжение может и не носить характера насилия. Сколько уродств и нелепостей ему наноситься от желания улучшить, омолодить. И вот мы видим неестественно большую верхнюю губу, увеличенные скулы, кукольный нос. И лицо превращается в комическую маску, перестает быть живым. Или, как у актрисы, которую вы любили в детстве: лицо помолодело, но потеряло что-то, что делало его особенным. Это уже не то лицо… Все эти процедуры проделываются с городом регулярно. Мы не утверждаем, что нельзя прикасаться к этому лицу. Но пусть эти прикосновенья носят характер косметических процедур, а не хирургических операций. Пусть выражение «Лицо Города» перестанет быть условным, к лицу Города стоит относиться нежно, аккуратно. Ведь все его черты, морщины, шрамы – это история жизни, войны, пожары, катаклизмы, поколения горожан, оставлявших свой след. Как писал Бродский: «И это только ты…Смотри без суеты вперед…»